Методическая работа дошкольного учреждения – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, а так же на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Цель методической работы в ДОУ – создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Главная задача методической работы – оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании технологий, форм, методов работы с детьми. Исходя из этого можно выделить следующие критерии оценки качества методической работы в ДОО:
- выполнение или превышение требований ФГОС в развитии детей;
- рост мастерства и профессиональной компетентности педагогов;
- улучшение психологического климата в коллективе, повышение творческого потенциала педагогов, развитие передового педагогического опыта.
Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Основное содержание методической работы можно представить следующим комплексом направлений:
1. Общекультурная подготовка педагогов (направлена на повышение речевой культуры педагогов, компетенций в области искусства и так далее);
2. Дидактическая подготовка педагогов (воспитатели и специалисты должны знать ведущие дидактические концепции развивающего обучения, личностно-ориентированного и другие);
3. Социально-психологическая подготовка педагогов (направлена на формирование коммуникативных компетенций, педагогической эмпатии, рефлексии и пр.);
4. Повышение компетентности педагогов в области культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности, физического воспитания детей;
5. Этическая и правовая подготовка педагогов, прежде всего, в области соблюдения и защиты прав детей дошкольного возраста;
6. Воспитательная подготовка педагогов;
7. Управленческая подготовка педагогов (в управленческой иерархии детского сада воспитатель занимает очень важное место, так как управляет коллективом группы детей и их родителей);
8. Технологическая подготовка (направлена на формирование практических компетенций в организации разных видов детской деятельности и взаимодействия с родителями);
9. Техническая подготовка педагогов (направлена на формирование практических компетенций в разных видах детской деятельности).
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности ДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.